Полная информация о направлении Хип-хоп

Полная информация о направлении Хип-хоп

Танцевальные субкультуры, Хип-хоп, Клубные танцы

Танцевальные субкультуры. Хип-хоп

Субкультура (если упрощенно) — это объединение людей с определенным мировоззрением и набором ценностей. Субкультура танцевальная, соответственно, объединяет людей, увлекающихся определенным танцевальным направлением.

Танец — один из самых древних видов искусства, история его не короче истории человечества. Наши предки связывали танцы с природными явлениями, языческими и религиозными ритуалами, обычаями и традициями, чувствами и эмоциями. При помощи танцев люди познавали окружающий их мир и самих себя, управляли будущим, избавлялись от недугов, укрепляли душевное и физическое здоровье.

Сегодня многие считают танец лишь видом развлечения, способом отвлечься и расслабиться. Молодежь использует танцы для знакомств и общения, самовыражения, а еще — как способ выделиться из общей массы. Однако не каждый танец способен стать центром внимания, источником вдохновения и образом жизни тысяч и тысяч молодых (и не очень) людей. В данном обзоре нас интересуют не просто популярные танцы, но танцы, ставшие если не смыслом жизни, то, как минимум, основной ее мотивацией для тысяч подростков во всем мире. Танцы, которые определяют настроения и мысли, стиль одежды и аксессуаров, причесок и макияжа...

Танцы рождаются везде — на сцене и в клубах, на улице и в барах, на материках и островах... Танцы рождаются во все времена: сегодня и вчера, в нынешнем веке и до нашей эры... И популярность их не зависит от времени и места.

KRS-ONE & Marley Marl "Hip Hop Lives"

 

Хип-хоп (англ. Hip-hop) — молодежная субкультура, появившаяся в США в конце семидесятых годов прошлого века в среде афроамериканцев. Для нее характерны своя музыка (также называемая «хип-хоп»), свой жаргон, своя мода, танцевальные стили, графическое искусство (граффити) и свой кинематограф. К началу девяностых хип-хоп стал частью молодежной культуры во многих странах мира.

Музыка хип-хопа состоит из двух основных элементов: рэпа (ритмичного речитатива с четко обозначенными рифмами) и ритма, задаваемого ди-джеем. Хип-хоп-танец — это объединяющий термин для многих танцевальных стилей и направлений.

Мультитехничность и открытость хип-хопа для экспериментов и импровизации объясняет сложность классификации его направлений по стилям и техникам. Яркой чертой этого танцевального направления является его характер, актерская составляющая. Естественность здесь сочетается с движениями, совершенно не свойственными человеческой биомеханике. Наилучшие качества исполнителя хип-хоп танца проявляются в форме танцевального противостояния, иногда даже агрессии.

Самоуверенность и самоутверждение не допускают сентиментальности и жеманности: хип-хоп-танцы — для уверенных, пафосных и упертых людей. Но нельзя считать, что хип-хоп-танцы — агрессивные и злые. Главная цель танцора — завоевать симпатию зрителя, и потому хип-хоп позитивен и добр. Юноши и девушки стремятся с помощью танца показать себя в наилучшем свете и привлечь противоположный пол. Отсюда множество сексуально привлекательных движений бедрами.

Как в афро-джазе, так и в хип-хопе присутствует некая расслабленность, движения как бы обращены в пол. Это объясняется тем, что в верованиях африканских народов Бог обитает не на небе, а под землей. Поэтому поклоняются ему, обращаясь к земле. Отсюда низкая посадка корпуса и всегда немного расслабленные колени в танце.

Первым музыкальным сопровождением для африканских танцев были тамтамы, поэтому и хип-хоп в дальнейшем получил хорошую ритмическую основу.

Несмотря на ежегодно меняющуюся моду в хип-хопе, в целом она имеет ряд характерных особенностей. Одежда, как правило, свободная, спортивного стиля: кроссовки и бейсболки (обычно с прямыми козырьками) известных брендов (напр. Reebok, Roca Wear, FUBU, Wu-Wear, Sean John), футболки и баскетбольные майки, куртки и толстовки с капюшонами, надвинутые на брови лыжные шапки, мешковатые штаны (так называемые «трубы»), приспущенные широкие шорты. Прически короткие, хотя распространены и короткие африканские косички. Популярностью у рэперов пользуются массивные украшения (цепи, медальоны и пр.).

Перечень современных танцевальных стилей почти бесконечен, но можно выделить основные направления, вошедшие в культуру хип-хопа или созданные непосредственно в ней.

Уличные танцы, или стрит (Street Dance) появились в Нью-Йорке в тридцатые годы прошлого века. Степ и линди-хоп — вот с чего начинался стрит-дэнс. Стрит-дэнс, который танцуют сегодня, зародился в 1970-х годах, в основе его — такие стили, как локинг и поппинг. А в поздних семидесятых — начале восьмидесятых появился брейк.

Со временем стили развивались, к середине восьмидесятых появились первые хаус-биты, а вместе с ними обретали популярность новые движения и шаги. Так началась новая эра хип-хопа, которая считается базой стрит-дэнса. Сегодня существует целый набор направлений: New Style, Locking, Popping Boogaloo, Breaking, Crump, Hype (New Jack swing) и другие.

Брейк (breaking) начался с Good Foot, единственного танца, в котором падение на землю сочетается с элементами вращения.

В конце шестидесятых — начале семидесятых годов появились танцоры, которые ввели весьма своеобразные движения под музыку. Так родился танец, получивший свое название благодаря пластинке легендарного Джеймса Брауна «Good Foot». Появились так называемые b-boys (break-boys) — парни, танцующие под ломаные ритмы музыки; отсюда и название «брейк»: break beat — ломаный ритм. Эти ребята, объединяясь в команды, устраивали на улицах танцевальные битвы — батлы (англ. battle). Благодаря взаимодействию с соперником и публикой, такие состязания дают пространство для импровизации и движений, которые редко встречаются на выступлениях и шоу. Из-за батлов возникло мнение, что брейк берет свое начало от способа выяснения отношений между соперничающими бандами на рубеже семидесятых-восьмидесятых годов. Однако это не больше чем спекуляции СМИ на популярности танца: даже если он и использовался как посреднический инструмент, то без особого успеха. Наоборот, часто случалось, что такие батлы вызывали новую волну насилия.

Победителями в выступлениях признавались те, кто мог исполнить как можно больше новых и сложных по исполнению движений, фризов, быстрых и частых забежек, которые не могли повторить соперники. Благодаря популярности легенды фанка Джеймса Брауна и быстрому росту количества брейк-команд, брейк из соревнования между бандами перерос в феномен поп-культуры.

Локинг (Locking, или Campbellocking) — это танец, в котором после каждого движения следует остановка. «Each move is locked» — «каждое движение закрыто», т. е. завершено. Cтиль одежды танцоров локинга — брюки на подтяжках, тельняшки, галстуки и перчатки.

Поппинг Бугалу (Popping Boogaloo) — стиль танца, основанный на технике быстрого сокращения и расслабления мышц в такт музыке, в сочетании с различными движениями и позами. Как и другие уличные танцы, поппинг часто используется в батлах. В конце семидесятых распространению поппинга активно способствовала группа, именуемая Electric Boogaloos из Калифорнии. Electric Boogaloos состоялись в 1975—1976 годах, их основатель — Сэм Соломон (a. k. a. Boogaloo Sam). Танцуя, Сэм при каждом сокращении мышц произносил слово «pop», в конечном счете дав танцу название поппинг.

Другие тесно связанные с ними стили, такие как робот, появились еще до поппинга (некоторые считают, что даже поппинг появился в конце шестидесятых, в Оклэнде, в Калифорнии). Распространению поппинга и родственных стилей способствовали фильм «Breakin» и средства массовой информации, которые, однако, внесли и некоторую путаницу, относя эти стили целиком к брейк-дансу.

Новый стиль (New Style) — всеобъемлющее и многообразное танцевальное направление в современном хип-хоп-движении. Новый стиль формировался по мере того, как хип-хоп-музыка обретала новые формы; стали появляться новые и новые танцевальные стили. В 90-х музыка хип-хоп, эволюционируя, вышла за пределы фанка, став более медленной, тяжелой и агрессивной. Большинство новых танцевальных направлений, в отличие от их популярного предшественника — брейка, акцентировали внимание на движениях верхней части тела.

Однако вряд ли можно однозначно назвать New Style отдельным танцевальным направлением: это скорее танец, который стал комбинацией прежних стилей; танец, вобравший в себя разные движения, представив их в новой версии. New Style характеризуется особой мягкой, спокойной, внешне расслабленной манерой подачи движений и одновременно сжатой внутренней энергией. Эту внутреннюю силу танцор использует, чтобы оставаться в танце спокойным и свободным, создавая эффект непринужденного, импровизированного исполнения. Определяющее значение придается импровизации и свободному полету сознания, умению слушать музыку, выделяя в ней смысловые акценты и подспудные темы мелодии. Уникальная техника и пластика раскрепощенного, непринужденного Нового стиля производит невероятное впечатление и пользуется у танцоров широчайшим успехом.

Лос-Анджелесский стиль хип-хопа (LA Style) — это, в первую очередь, упор на представление. Он может включать в себя иные, не смежные с хип-хопом стили (jazz, jazz-modern) и поэтому используется для шоу и постановок в клипах, рекламе. Импровизация считается слабой стороной этого стиля, он больше акцентирован на точности, выразительности и красоте движений.

Крампинг — один из новейших танцев, широко распространившийся среди молодежи США и некоторых стран Европы, — часто путают с клоунингом: они родственны по форме и происхождению, но и различия между ними очевидны. У того и другого стиля одинаковая скорость и похожие ритмичные движения, раскачивание и подрагивание корпусом, необычные сгибания спины и мощные движения грудного отдела (chest-pop), — все это можно назвать The Krump, или сильные, качающие амплитудные удары.

Крампинг — достаточно агрессивная форма танца, его предназначение — выражать гнев, давать волю эмоциям через сильные, тяжелые и драматичные шаги. Большая вариативность, индивидуальность и динамичные, мощные движения — вот фундамент Крампа. Основная идея этого движения — умение донести до соперника или зрителя смысловую нагрузку танца: что породило твой гнев, на кого он направлен и что ты хочешь сказать или доказать. Базовая техника крампинга отталкивается от старой школы хип-хопа и би-боинга. Но, в силу своей эмоциональной самобытности, она постоянно развивается и усложняется, требуя от танцора совершенного исполнения жестких движений, тряски, наклонов. Также любой из стилей крампинга предполагает физический контакт между танцорами, напоминающий зрителю драку.

Крамперам часто приписывают манеру разрисовывать себе лица, но это ошибочное мнение. На самом деле это применимо к клоунингу (стиль старой школы). В конечном счете разрисовывание лиц — это дело выбора.

Крип волк (Crip Walk или C-Walk) — стиль современного уличного танца, ориентированный на виртуозную импровизированную работу стоп. Он появился в начале 1970-х годов в Комптоне, бедном пригороде Лос-Анджелеса, и исполнялся под рэперские речевки. В начале 80-х годов в Южном Централе Лос-Анджелеса Crip Walking стал развиваться как символические движения банды Crips, из-за чего и получил свое название. Участники группировки использовали ловкие движения ног для того, чтобы изображать свое имя, оскорбить врага (группировку Bloods) или подавать знаки во время совершения преступления.

В конце 90-х движения Crip Walking’a вошли в состав базовых элементов хип-хопа. Сегодня этот танец известен как CWalk и имеет несколько разновидностей: Clown Walk — более быстрый стиль, с добавлением элементов развлекательного характера, и Crown Walk — это синтез ритма Crip Walk и движений Clown Walk. Целью возникновения этих разновидностей было приобщение подрастающего поколения к танцу, а не к бандитизму, и адаптация Crip Walking’a, изначально возникшего как набор гангстерских, клановых жестов и символик, к хип-хоп-культуре. На основе cwalk был создан еще один вид танца rwalk, его особенностью является написание текстов русского алфавита ногами.

Танцевальные субкультуры. Часть II. Клубные танцы

Итак, мы продолжаем рассказ о танцевальных субкультурах. В прошлый раз вы познакомились с разными танцевальными стилями и направлениями, входящими в хип-хоп-культуру. Сегодня же мы уйдем с улиц и заглянем в святая святых всех любителей танцев — в клубы.

Танец — искусство, дающее возможность познать не только свой дух, но и тело, выразить в движении все свои чувства. И клубный танец здесь не исключение. Именно клубные танцы в настоящее время пользуются большой популярностью, так как это — праздничность, импровизация и разнообразие музыкальных стилей. Клубные танцы — это демократичное соединение множества разных темпераментных стилей и возможность танцевать под любую современную музыку.

Основа любого клубного направления — ритм. Только ориентируясь на ритм, можно в совершенстве овладеть тем или иным направлением клубных танцев. Нередко в клубах можно встретить танцоров тех или иных направлений хип-хоп-движения, так что стрит (street) нередко включают в список клубных танцев. Ну а кроме хип-хопа, клубные танцы включают в себя такие танцевальные направления, как ритм-энд-блюз (R&B), тектоник (tecktonik), гоу-гоу (go-go), хаус (house), фанк (funk), стрип-дэнс (strip dance) и другие. Чтобы стать своим в стихии клубного танца, нужно постоянно поддерживать хорошую спортивную форму, быть веселым, энергичным, задорным, чувствовать себя всегда на высоте.

Ритм-энд-блюз (Rhythm’n’Blues)

Стиль ритм-энд-блюз появился в конце 1930-х годов, с урбанизацией негров американского Юга, играющих «деревенский блюз» (country blues). Переселение этих исполнителей в города было связано со становлением негритянских звукозаписывающих компаний: приезжающие для записи музыканты часто оставались в городах, устраиваясь на работу в качестве исполнителей в клубы, бары и дансинги. При этом исполнители кантри-блюза, аккомпанирующие себе на акустической гитаре, столкнулись с тем, что в шумных заведениях их просто не было слышно: тогда-то и стали применяться микрофоны, звукосниматели для гитары и электроорганы. В 1939 году появилась электрогитара. Электрификация и внедрение новой техники не только способствовали развитию звукозаписи, но фактически стали причиной возникновения нового стиля блюза. Теперь группа из четырех человек была способна играть громче и мощнее, чем традиционный большой биг-бэнд из восемнадцати исполнителей.

Новый стиль постепенно набирал популярность, вытесняя конкурентов, и в 1949 году в журнале «Billboard» появился термин «ритм-энд-блюз», отражавший сложившиеся изменения. Термин «ритм-энд-блюз» в основном служил для описания черной американской поп-музыки, представлявшей собой род ритмически акцентированного «развлекательного», «несерьезного» блюза. В дальнейшем ритм-энд-блюз подвергся делению на соул, фанк и, позже, — диско. Самые ранние рок-н-роллы часто представляли собой ритмически аранжированные версии классических ритм-энд-блюзов. По сравнению с традиционным блюзом новый стиль стал более громким и агрессивным, утратив некоторые достоинства тихого сельского блюза, его нюансы и интимность. Ритм-энд-блюз стал гораздо более однообразным, на первое место вышли развлекательность и танцевальность.

Танцевальный стиль ритм-энд-блюз, или, как его часто называют, «айренби» (r? n? b или R&B), являет собой сочетание традиционного хип-хопа, пластики и умения импровизировать. Танцор в этом стиле чувствует музыку, пропуская ее сквозь себя и «отображая» каждый бит собственным телом.

Ритм-энд-блюз рождает ощущение беззаботности и даже некоторой развязности. Особенность танца — в специфических ритмических движениях «кач», при которых, при общей расслабленности тела, напряжены только мышцы живота. Если вы хотите овладеть стилем R&B-танцев, занятия необходимо начать с «прокачивания» каждой части своего тела. Правильный «кач» идет из центра живота, причем напрягаются исключительно эти мышцы, все остальные расслаблены. Наклон головы, движение плечом и рукой, — так начинается этот пластичный и сексуальный танец. Далее следуют плавные выпады, подпрыгивание с легким и мягким приземлением на одну или обе ноги. Затем все повторяется. Главное — воображение и чувство музыки.

Хаус (House)

Хаус начал свое развитие еще в 1970-х, в пору зарождения так называемой эры диско. Этот танец привлекает своей уникальной манерой и динамикой, позитивным настроем и огромным притоком адреналина. Он особенно зависит от музыкальных пристрастий и умения понимать хаус-музыку.

Хаус развивался как взаимопроникновение множества стилевых элементов хип-хопа, брейкдэнса, рагги, латины, степа, чечетки... В восьмидесятых впервые появилось такое понятие, как «Time to Jack». The Jack — базовое движение в хаусе, из которого развилось целое направление в танце. Хаус — это, прежде всего, контроль над телом и энергией, которая в танце либо сдерживается, либо выпускается взрывной волной; это танец, где задействовано все тело, однако самое главное мастерство — владение танцполом, работа ногами вместе со всем телом (Jacking). Подобно хип-хопу, хаус — это эволюция топрока, первого танца Западного побережья. Последние годы это танцевальное направление набирает популярность в Европе, выходя на уровень хип-хопа.

Современный хаус — это быстрые движения ног, напоминающие степ, чечетку и шаги латины, в сочетании с плавными, абсолютно расслабленными движениями корпуса и головы. Корпус всегда отстает от ног и в танце словно догоняет их. Кроме того, стиль определяют легкость и особая «пружинка» в работе стоп, а также скорость исполнения движений, причем нагрузка здесь сравнима с нагрузкой при аэробике. Последние европейские тенденции в хаусе связаны с использованием нижнего брейка, локинга, вэйвинга и вакинга.

Тектоник (Tecktonik)

Тектоник (Tecktonik) — танец, содержащий в себе элементы хип-хопа, локинга, поппинга и техно. Тектоник начинает свою историю в Париже, а точнее — в парижском метро, где собирались молодые люди, готовые быть «непохожими на других». Само слово «тектоник» пошло от названия вечеринки «Тектоник Киллер» (Tecktonik Killer), проводившейся в ночном клубе «Метрополис» в городе Ранжи (Rungis) недалеко от Парижа. Тогда тектоник был известен и популярен в узких кругах, люди, танцевавшие его, считали себя принадлежащими к особой субкультуре, культивировали свои особые привычки, стиль одежды и образ жизни.

Есть и другое мнение: что начиналось все в Бельгии, где около десятка лет назад на вечеринках использовали музыку в стиле Hardtech, Hardtrance, а также Euro Dance. В то время самым популярным стилем был Jumpstyle, идея которого заключалась в том, чтобы прыгать, двигая одной, а потом другой ногой взад-вперед в такт басам. Те вечеринки были похожи на современные вечеринки Tecktonik. А в 2000 году эта концепция пришла во Францию, в клуб Métropolis на окраине Парижа...

В 2007 году тектоник впервые выходит на широкую публику: его дебют состоялся на фестивале Paris Techno Parade 15 сентября. В этот день тектоник увидело огромное количество людей, которые не смогли забыть его. С тех пор популярность танца росла бешеными темпами: люди танцевали на площадях, в метро, на газонах, — везде, где только можно. Благодаря широкому распространению через сервисы обмена видео, тектоник приобрел массу новых поклонников. Самые известные ди-джеи музыки в стиле тектоник — DJ RV. B, Dess, Miss Hiroko, позднее David Guetta, Dirty South и Yelle.

Ныне Tecktonik становится настоящей маркой: у клабберов появился энергетический напиток Tecktonik Killer и множество другой продукции с одноименной символикой — футболки, бейсболки, кофты... Молодые клабберы начали все чаще выходить на улицы и устраивать батлы Tecktonik вне клубов, как знаменитые Хип-хоп-батлы.

Типичный облик танцоров тектоник — это суженные джинсы, обтягивающая короткая футболка без рукавов, с каким-нибудь безумным рисунком, белый ремень (не обязательно) и кроссовки/кеды. Первое поколение Tecktonik носило обувь с ровной подошвой и белые перчатки и... держало во рту соску (соска вначале служила для того, чтобы препятствовать подъемам, спровоцированным экстази)... Со временем эта «клубная культура» претерпела изменения в связи с новыми реалиями: появлением реалити-шоу, ростом общественных сетей и блогов, а также под влиянием индивидуализма и стремления быть самым лучшим и оригинальным.

Из-за эмблемы с изображением орла некоторые считают Тектоник опасным националистским движением. Но мнение это ошибочно, у Тектоника нет особой идеологии. На эмблеме, представляющей это движение, действительно изображен орел: он еще со средних веков символизирует в Германии власть, счастье, а также силу. Сегодня орел используется во всем мире как гербовая символика и не должен больше напрямую ассоциироваться с нацизмом. В данном случае этот символ был выбран исключительно из эстетических соображений.

Гоу-гоу дэнс (Go-Go)

Люди, приходящие развлекаться в клубы, любят не только двигаться под музыку, но и учиться танцевать, узнавать новые движения, копировать профессиональных танцоров и просто наслаждаться наблюдением за красивыми, умелыми и зажигающими людьми. Более 45 лет назад в США появились исполнительницы соблазнительного Go-Go, которые своими танцами на барных стойках с успехом привлекали посетителей в увеселительные заведения.

11 января 1963 года в Голливуде (Калифорния) открылась первая американская дискотека «The Whisky a Go Go». Девушки танцевали в коротких юбках, которые впоследствии вошли в повседневную моду американок. В те времена в Америке главным лозунгом развлечений было: «Секс, наркотики и рок-н-ролл». Молодежь стремилась к свободе, самовыражению и свободной любви. Музыка становилась более разнообразной благодаря вошедшему в моду в ту пору рок-н-роллу в стиле Дика Кларка, британской танцевальной поп-музыке, психоделическим ритмам «Hippie», а также вокальным R&B-композициям в стиле группы «Мотаун»...

Со временем мода и стиль музыки менялись, а танцовщицы Go-Go продолжали зажигать на вечеринках. Эта профессия с тех пор стала неотъемлемым атрибутом клубных мероприятий. Чтобы завести публику, нужно танцевать сексуально, эмоционально, зазывно, создавать в танце эффекты замедления и ускорения, соблазнять пластикой всего тела. Максимум внимания необходимо уделять индивидуальному стилю и эмоциям, работать с пространством и со зрителем!

Современный стиль Go-Go — это танцевальное направление со свободной импровизацией под современную клубную музыку, с индивидуальным стилем каждого танцора, а истинные Go-Go-ladies — это девушки-«зажигалки», энергетика которых способна «взорвать» любую вечеринку, придав ей неповторимый стиль и желаемую атмосферу.

Танцы Go-Go — это смешение и вариации техник разных танцевальных направлений: House, Hip-Hop, Strip dance, Club dance, Club Latin, Jazz Modern, Freestyle, Street dance и многих других современных клубных стилей. Быть танцором Go-go — значит свободно, эмоционально, зажигательно, сексуально и просто красиво двигаться и раскрепощаться в танце.

c-walk обучение